Архангельск — первый морской порт России. Город, который стоит на реке Северная Двина, в 30 км от Белого моря. При этом складывается впечатление, что море близко — там, в белой дымке, за горизонтом.
И огромные корабли, которые стоят у причала, скоро отправятся в далекие экспедиции по суровым арктическим морям. Да и нрав у города абсолютно морской: то он бурлит от событий, кораблей и гостей, то замирает, как в штиль. Город уникального культурного феномена: синтеза реальности, фольклора и литературы
Сказочники земли Архангельской
На Чумбаровке, проспекте Чумбарова-Лучинского, заповедной улице Архангельска, где стоят реставрированные старинные дома, я остановилась перед скульптурой маленького смешного человека в длинном пальто. Он держал в руках авоську с треской, к его ноге прижалась кошка, а на его шляпу присела чайка.
Это был Степан Писахов — сказочник и мифотворец Архангельска. Он протягивал мне руку. Я спросила его, сколько домов было в Архангельске, и он ответил: «Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью: «Архангельск». Народ ютился кругом столба. Домов не было, о них и не знали. Одни хвойными ветками прикрывались, другие в снег зарывались, зимой в звериные шкуры завертывались». Архангельская область — это кладовая былин и сказов, а Архангельск — место уникального культурного феномена: синтеза реальности, фольклора и литературы.
Два самых удивительных сказочника этой земли: Борис Шергин и Степан Писахов. По их сказкам режиссёр-мультипликатор Леонид Носырев создал мультипликационный фильм «Смех и горе у Бела моря»: «Не любо — не слушай», «Волшебное кольцо», «Архангельские новеллы», «Поморская быль», «Мартынко» и «Мистер Пронька». Я советую всем, прежде чем ехать в Архангельскую область, ознакомиться с творчеством этих сказочников, и тогда этот край откроется совсем в ином ракурсе.
Архангельск — город с морским нравом
4 марта 1583 года Иван Грозный подписал указ: «На мысе Пур-Наволок на правом берегу Северной Двины воздвигнуть деревянную крепость». Уже через год, в 1584 воеводы Петр Афанасьевич Нащокин и Алексей Никифорович Волохов-Залешанин поставили крепость, которую окрестили Новым городом. Затем название крепости изменили на Новый Холмогорский Город и Новохолмогоры. 26 марта 1596 г. Новый город на Двине впервые был назван Архангельским городом по находившемуся рядом с ним Михайло-Архангельскому монастырю.
C момента своего основания и на протяжении всего следующего столетия Архангельск был единственным морским портом Московского государства. Его история похожа на непредсказуемое Белое море с его приливами и отливами. В XVII веке, благодаря развитию торговли с Англией и странами Западной Европы, город вступил в эпоху своего расцвета. Из европейского заморья на Русь везли дорогие ткани: английское сукно, шелк и бархат; сахар, пряности, мыло, хлопчатую и писчую бумагу, нитки, иголки, кружева, жемчуг, дорогую посуду, оружие, вино, которого тогда на Руси не производили. Вывозили из Архангельска все, что давала русская земля: хлеб, сало, лен, пеньку, холсты, воск, кожу, меха и корабельный лес. Победитель Непобедимой Армады английский адмирал Френсис Дрейк даже благодарил русского царя за отличную оснастку своих кораблей, позволившую отстоять независимость Англии. Архангельский порт допетровского времени был известен на весь мир. Даниэль Дефо заставил Робинзона Крузо возвратиться из своего многолетнего путешествия домой в Европу именно через Архангельск.
Удивительно, но памятник Ивану Грозному — царю-основателю первого морского порта России — в Архангельске не установлен. Зато стоит памятник Петру Первому, царю-реформатору, который своими указами перевёл всю морскую международную торговлю с Белого моря на Балтику, чем искусственно почти на 100 лет заморозил развитие города. Сюда разрешалось привозить из других областей России лишь такое количество товаров, «которое потребно для нужд самих жителей, а не для продажи за море». Как следствие, в 1725 году в Архангельск пришло всего 19 судов вместо обычных двухсот. Как крупный торговый порт Архангельск вновь начал возрождаться при Екатерине II, которая отменила петровский запрет на ввоз товаров и уравняла город в торговых правах со столицей. Заморская торговля вновь ожила и быстро набрала обороты. Однако затем вновь последовал период упадка, одной из причин которого стало обмеление Северной Двины. А в 1862 году столице Поморья был нанесен почти смертельный удар. Правительственный документ гласил: «Главный порт в Архангельске упразднить и сохранить при сем порте лишь гидрографическую часть и управление маяками и лоцией». Большая часть судов была переведена в Балтийское море, остальные разобраны. Разоренный Архангельск сразу замер, естественный рост края был остановлен. Лишь в годы Первой мировой войны российское правительство в полной мере осознало стратегическое значение Архангельского порта. Опыт сообщения царской России с союзниками через воды северных морей очень пригодился и в годы Великой Отечественной войны. Архангельский порт стал важнейшим пунктом для более чем двухсот исследовательских полярных экспедиций XIX и XX веков. В том числе экспедиций Седова, Брусилова, Русанова, Шмидта, Пахтусова, Колчака и других.
Ворота в Арктику
Архангельск — это главные ворота в Арктику. На протяжении нескольких столетий в Архангельском порту снаряжали и провожали в далёкий путь экспедиции русских первооткрывателей и ученых.
Итогом этих походов стала прокладка Северного морского пути. Северный Морской музей в Архангельске — это яркий, наглядный рассказ о бесстрашных волевых людях, дерзнувших покорить суровую Арктику.
Директор музея Евгений Тенетов рассказал нам удивительные истории об освоении Арктики. Например, что международный арктический туризм официально начался в 1931 году с продаж «Интуристом» путевок на рейс ледокольного парохода «Малыгин», стартовавшего из Архангельска на встречу с дирижаблем «Граф Цеппелин». Второй научно-туристический рейс отправился тоже из Архангельска на том же «Малыгине» 15 августа 1932 года. Целью этой экспедиции были установка новой метеорологической станции на острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) и проведение ряда научных работ по программе Второго Международного полярного года.
Рассматривая карты в музее, наглядно видишь, как капитаны на своих суднах по параллелям забирались все дальше и дальше на Север. Они преодолевали невероятные испытания, открывая новые земли. Не люди, а полубоги!
Сначала к неизведанному стремились деревянные примитивные лодочки и суденышки, потом большие корабли, а позже первоклассные, оборудованные по последним словам техники ледоколы и судна. Но суть одна — это противостояние бесконечного ледяного непредсказуемого пространства и воли человека.
Поморская шхуна по старинным чертежам
Еще одно удивительное пространство в Архангельске — верфь «Поморская шхуна». В металлическом, с виду заурядном ангаре, стоящим за корпусами САФУ, на набережной Северной Двины творится невероятное!
Директор Товарищества поморского судостроения, мотор и душа верфи, Евгений Шкаруба с сотоварищами создают традиционные поморские судна с применением современных технологий.
В данный момент они строят 20-метровую деревянную шхуну по старинным чертежам, используя столетний опыт поморов и превращая старые судна в современные. В далеком прошлом именно такие судна с поморами ходили на Шпицберген. В планах у команды ходить на этой шхуне в серьезные экспедиции по арктическим морям.
На верфи работают профи и волонтеры. Волонтеры учатся строить парусные судна и карбасы. Каждый год летом Товарищество поморского судостроения проводит карбасную регату, в которой они могут участвовать. Конструкции поморского карбаса уже больше 500 лет — это самое старое местное судно, которое дожило до наших времен. Первые упоминания о нем есть в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря 1591 года. В деревнях, у рек, его до сих пор строят так, как строили столетия до этого.
На верфи невероятно творческая атмосфера. Все заряжено — энтузиазмом и романтикой моря.
«Вечные льдины» Северной Двины
«Двина — в узком месте тридцать пять верст, а в широком — шире моря. А ездим по ней на льдинах вечных. На льдину сядем, парус для скорости поставим, а от солнца зонтики растопырим, чтобы не очень припекало. У нас летом солнце-то не закатыватся: ему на одном месте стоять скучно, ну, оно и крутит по небу. В сутки раз пятьдесят обернется, а коли погода хороша да поветерь, то и семьдесят; коли дождь да мокреть, так солнце отдыхат, стоит»
- Степан Писахов
Когда на Северной Двине начинается ледоход, то посмотреть на это мощное зрелище на набережную Двины собирается весь Архангельск. В этом году его ждут в последней декаде апреля. Это настоящий праздник, когда силы весны взламывают ледяной покров зимы. «А в большой праздник да возьмутся пингвины с белыми медведями хороводы водить, да еще вприсядку пустятся, ну, до уморенья! А моржи да тюлени с нерпами у берега в воде хлюпают да поуркивают — музыку делают по-своему», — рассказывал Писахов.
Тюленей действительно можно увидеть в Двине, они приходят сюда весной, в период размножения. Лежат на льдинах и лениво помахивают ластами горожанам. К тюленям здесь особое отношение. На набережной Северной Двины, на постаменте, светлой частью символизирующем льдину, а темным основанием — холодные арктические воды, стоит, а точнее лежит огромный бронзовый тюлень. На самом постаменте начертаны слова: «О, сколько ты народа спас от голода и холода». Архангельск был вторым после Ленинграда городом в СССР по смертности от голода во время ВОВ, несмотря на то, что через его порт проходили тысячи тонн продовольствия, импортируемого по ленд-лизу. Норма выдачи хлеба едва превышала пайку в блокадном Ленинграде — 125 гр. Жителей города спасло от голодной смерти мясо и жир тюленя. Чтобы добыть хоть какую-то еду, дети искали на островных скалах Новой Земли яйца и тушки кайры, а взрослые охотились на тюленя. Добытое мясо отправлялось в Архангельск и Северодвинск. Часть и без того крошечного провианта отправлялась по Дороге Жизни в блокадный Ленинград. Кроме того, тюлений жир использовался для смазки орудий на кораблях Северного флота.
Живое дерево традиций
Архангельск до середины XX века почти полностью был деревянным, даже дороги были из дерева.
Сейчас в Архангельске осталось около 50 прекрасных старинных деревянных домов. К сожалению, я не увидела ничего нового, интересного, основанного на традициях русского деревянного зодчества, но переосмысленного и современного в архитектуре города. А ведь это могло стать культурным кодом города. Было одно здание. Это дом Сутягина — деревянный небоскреб, самое высокое деревянное здание в мире. Дом Сутягина строился в 90-е годы архангельским предпринимателем Николаем Сутягиным на Соломбальской стороне. Небоскреб был высотой около 40 метров и величественно возвышался над крышами соседских домов. Увы, этот удивительный дом был снесён.
Сейчас его можно увидеть на выставке «Архитектурные фантазии» Павла Дикова в галерее верфи «Поморская шхуна». Молодой архитектор из Вологды на фотографиях и на видео показывает 3D-модель знаменитого деревянного 13-этажного «небоскреба» — его виртуальное «воскрешение и разрушение».
К счастью, традиции деревянного зодчества поддерживают архангельские художники.
На огромной серой каменной набережной стоят скульптуры из дерева, вырезанные в стиле традиционной деревянной игрушки в человеческий рост и рассказывающие о реальных людях, живших в Архангельске. Авторы инсталляций: Александр Менухов и художники из «Тайболы».
«...В Архангельске все устроено разумно, просто и вместе с тем красиво, по главному закону народного зодчества и прикладного искусства — «как мера и красота скажут». Здесь строятся красавцы-корабли, плачет в трубах деревянных домов норд-вест…»
- Борис Шергин
Северная почта
Архангельск способствовал развитию не только морского, но и сухопутного сообщения. Мысль об учреждении регулярной почты в Архангельске высказал еще в 1668 году выдающийся русский государственный деятель Афанасий Ордин-Нащокин. Однако правительственный указ об устройстве постоянной почтовой гоньбы между Москвой и Поморьем вышел только спустя четверть века, 1 июля 1693 года, в царствование Петра I. На Торговой улице — одной из старейших улиц города (ныне Северная Набережная), находилась Почтовая контора, основанная в 1786 году. Сейчас здесь ресторан «Почтовая Контора 1786 г.». В основе гастрономической концепции лежит современная авторская кухня от шеф-повара Константина Махнева, основанная на работе с местными продуктами в сочетании с французскими техниками.
Из ресторана можно отослать своим близким открытку с видами старого Архангельска и рассказом об этом удивительном городе.
Северное сияние и сияние города
Наверное, мечта многих — приехать в Архангельск и увидеть сияющее полотно северного сияния. Наблюдать это завораживающее зрелище лучше всего с высоты. Для этого я рекомендую остановиться в отеле «Двина» и всю ночь наблюдать этот природный спектакль с высоты 12 этажа, из своего номера. Отель находится в самом центре, 5-10 минут до Чумбаровки и других достопримечательностей города. Из окна прекрасный вид на Двину, город и, самое главное, небо!
«А зимними ночами над городом «несказанными огнями» переливается северное сияние, «будто голубая река протечет».
- Борис ШергинБлагодарю Министерство культуры Архангельской области, Центр развития туризма и культуры в АО и проект «Медиазвезды» туроператора «Интурист» за невероятные впечатления от Архангельска и Архангельской области.
P.S. В мае 2023-го аэропорт Талаги Архангельска закроется на полугодовую реконструкцию и откроется уже осенью. Будет действовать запасной аэродром в Васьково, от которого до центра города всего 40 минут езды. С 1 мая на время ремонта аэропорта РЖД запустит скоростной поезд, его время в пути составит 15 часов.
Отзывы