Эстетический интеллект: три шага, которые помогут увидеть привычное по-новому
Почему нам так важна эстетическая составляющая в выборе кафе, ресторанов, театра или иных вариантов провождения времени? Почему мы выбираем одно, а не другое? В сегодняшнем мире, переполненном информацией, нам все важнее наши чувства, наши эмоции. Мы хоти
Сегодня мы можем смело говорить о новом виде soft skills — об эстетическом интеллекте: умении тонко чувствовать, интерпретировать и понимать прекрасное. Можно сказать, что эстетический интеллект является одним из главных трендов современности, а также новым инструментом ведения успешного бизнеса, создания его ДНК и визуальной стратегии.
Рассмотрим, например, образование. Образовательная система в России стремительно меняется и уходит в «цифру», предлагая новые интерактивные формы обучения. Наряду с внедрением технологий на примере всевозможных приложений, обучения в метавселенных, использования Web 3.0 и искусственного интеллекта, мы также видим фокус на работе и с личностью студентов: создание индивидуальных треков обучения, работы с тьюторами, коучами и концентрации на сильных сторонах абитуриентов.
Все это говорит об одинаковой важности понимания как технологической повестки, так и навыках soft skills для эффективного построения креативных стратегий, умении нестандартно мыслить и быстро перепрофилироваться в рамках новых экономических вызовов.
Но можно ли научиться «эстетическому интеллекту»? Как как он влияет на нашу повседневную жизнь и работу? Делюсь своим опытом.
Моим самым важным способом развивать эстетический интеллект является посещение главных смотров современного искусства по всему миру, будь то арт ярмарки в Майами или Лондоне, Cosmoscow в Москве или Екатеринбургская биеннале.
Посещая подобные события, вы получаете многогранный опыт интерпретации абсолютно разных форм: живопись или инсталляция, перформанс или театральная постановка. Подобные события и проекты позволяют вам не только постоянно получать новые знания и напитываться разными медиумами в искусстве.
С каждым разом вы будто расширяете свою оптику и начинаете использовать новый вокабуляр во всем: в работе, в кругу семьи и друзей, или в творчестве.
Главное в процессе развития эстетического интеллекта — не конечный результат и получение ответов на все внутренние вопросы, а процесс исследования самого себя, правильная постановка вопросов и умение проживать разный опыт. Именно поэтому мне сейчас так интересно заниматься цифровым искусством и NFT, это дает мне новую почву для исследования и постоянного роста.
Приведу пример. Когда мы создавали виртуальную галерею для выставки в Эрмитаже, оцифровав здание Санкт-Петербургской биржи, мы показали в мета-залах главные имена в области цифрового искусства.
Среди них были и нашумевшие «панки», и первый цифровой дом, созданный одним из самых известных архитекторов метавселенных Кристой Ким. Тогда я и не думала, что это направление станет настолько популярным, а сейчас мы уже открыли свою галерею диджитал-арта в Санкт-Петербурге и работаем с абсолютно разными художниками.
Следующую нашу выставку готовит архитектурный художник, который начал свою карьеру именно с медиа-искусства. Подготовка этой выставки — уникальный опыт сращивания разных концепций и возможность работать не только над идеей и визуалами. Мы пригласили к участию композитора, он пишет музыку к NFT проектам. Синергия этих медиумов погрузит вас в совершенно особенное состояние медитации и будет способствовать улучшению восприятия представленных проектов.
Еще один мощный драйвер развития эстетического интеллекта, конечно, путешествия. Для меня это возможность посмотреть новые концепции на ярмарках современного искусства, на театральных или кинофестивалях. Открывая для себя оперный сезон в Париже или посещая Зальцбургский фестиваль, вы видите, что искусство оперы и театра неразрывно связано общими темами. Сегодня постановщиком оперы может стать художник, а театральный режиссер обращается в диджитал для достижения новых эффектов.
Рекомендую посетить Дягилевский фестиваль Теодора Курентзиса в Перми. Послушать исполнения современных композиторов Владимира Раннева, Леонида Десятникова, Вангелино Курентзиса предлагают на самых неожиданных площадках: в пространствах заброшенных заводов или в здании школы, где вам предлагают лечь прямо на расстеленные на пол маты, это совершенно незабываемые эмоции. Ночные концерты хора musicAeterna в Доме Радио или в напитанных ладаном соборах, в полной темноте, все это дает абсолютно новый опыт, ты по-новому вслушиваешься в знакомую музыку.
Скрещивание разных форм искусства очень развивает нейронные связи и поведенческий опыт, вы перестаете беспочвенно критиковать, вам интересно дойти до сути, увидеть то, что даст вам новое переживание. И фокус не в том, чтобы смотря на инсталляцию или картину сказать нравится или нет, а попробовать пропустить через себя это произведение и научиться аргументировать внутри, не высказывая категорично суждения.
Книги — третий из главных ресурсов для саморефлексии. Умение выделять главное, перечитывать, каждый раз подмечая новое: это тоже искусствоведческий метод. Для меня такой книгой стал бестселлер Флориана Иллиеса «1913. Лето целого века», где каждая глава только намечает новые точки для более глубокого погружения в события и формирует ветки для дальнейшего изучения.
Книги должны быть разными, научными, художественными, направленными на развитие личности, постановке задач и достижение целей.
Развитие эмоционального интеллекта через искусство — очень важный инструмент, который позволяет не только инстинктивно считывать тренды, но и уметь их формировать. Опираясь на глубинный опыт, вы учитесь более осознанному отношению к себе, тому, что делаете, и что вас окружает.
Отзывы